Что такое кейсы и кейс-метод

Вадим Маркарьян

Модератор
Команда форума
Кейс (от английского сase) — это описание конкретной ситуации или случая в какой-либо сфере: социальной, экономической, медицинской и т. д. Как правило, кейс содержит не просто описание, но и некую проблему или противоречие и строится на реальных фактах.
Соответственно, решить кейс — это значит проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение. Врач решает кейсы каждый раз, когда ставит пациенту диагноз и назначает лечение. Юрист решает кейс, разбираясь в перипетиях дела и предлагая клиенту наилучший выход. Менеджер решает кейсы на всех этапах бизнес-процесса: какой продукт запустить, где его продавать, как привлечь покупателей, каких поставщиков и партнеров выбрать.
Сравнительно недавно началось активное использование кейс-технологии в образовании и сейчас этот подход стал одной из самых эффективных технологий обучения. В чем преимущества кейс-метода по сравнению с традиционными методами обучения? Назовем три самых главных:
- Практическая направленность. Кейс-метод позволяет применить теоретические знания к решению практических задач. Такой подход компенсирует исключительно академическое образование и дает более широкое представление о бизнесе и процессах, нежели лекции в вузе или практика на узком участке работ.
- Интерактивный формат. Кейс-метод обеспечивает более эффективное усвоение материала за счет высокой эмоциональной вовлеченности и активного участия обучаемых. Участники погружаются в ситуацию с головой: у кейса есть главный герой, на место которого ставит себя команда и решает проблему от его лица. Акцент при обучении делается не на овладевание готовым знанием, а на его выработку.
- Конкретные навыки. Кейс-метод позволяет совершенствовать «мягкие навыки» (soft skills), которым не учат в университете, но которые оказываются крайне необходимы в реальном рабочем процессе.
Совместный разбор жизненных ситуаций — универсальный способ обучения, поэтому аналоги решения кейсов можно найти еще в античности. Спартанские юноши разбирали со своими наставниками ситуации, возникающие на поле боя, а обсуждение «случаев» со своими учениками было излюбленным методом Сократа.
В современном виде кейс-метод зародился в 1870-е гг. в Гарвардской школе права, а в бизнес-обучении утвердился с 1920-х гг. Сейчас решение кейсов как метод обучения используется во всем мире.
Отличительные особенности кейс-метода
Решение кейсов состоит из нескольких шагов:
1) исследования предложенной ситуации (кейса);
2) сбора и анализа недостающей информации;
3) обсуждения возможных вариантов решения проблемы;
4) выработки наилучшего решения.
Казалось бы, все просто. На самом деле существует несколько подводных камней, способных озадачить участников, впервые имеющих дело с кейсами.
Во-первых, кейс не имеет правильного ответа. Оптимальное решение может быть одно (при этом оно не всегда может быть реализовано в реальной ситуации), а вот эффективных решений — несколько.
Во-вторых, вводные кейса могут противоречить друг другу или постоянно меняться. Кейс строится на реальных фактах и имитирует настоящую жизненную ситуацию, а в жизни не раз приходится сталкиваться с подобными проблемами.
В-третьих, как правило, кейсы решаются в условиях ограниченного времени.
1665373983343.png
Как пишутся кейсы
Кейс объединяет в себе два компонента: исследовательский и учебный, поэтому процесс его создания предполагает работу бизнес-журналиста/консультанта и преподавателя одновременно.
Как правило, за основу кейса берется ситуация, произошедшая в конкретной компании. При необходимости бизнес-ситуация заостряется, и в нее закладывается проблема, провоцирующая дискуссию.
Поскольку цель кейса — обучение и/или проверка конкретных умений, в него закладывается комплекс знаний и практических навыков, которые участникам нужно получить, а также устанавливается уровень сложности и дополнительные требования.
Качественный кейс должен объединять в себе пять ключевых аспектов:
1665374035748.png
Кейсы различаются по формату использования и уровню сложности.
По формату использования выделяют:​
- Executive-кейсы (1-2 стр. и менее). Участники знакомятся с кейсом непосредственно на мероприятии и решают его индивидуально или в формате обсуждения с модератором. Такие кейсы используются в качестве иллюстрации теоретического материала или для проверки конкретных узких навыков.
- Тематические кейсы (3-5 стр.). Предназначены для разбора на учебном занятии и общей дискуссии, иногда предполагается краткая предварительная подготовка участников.
- Гарвардские кейсы (в среднем 20-25 стр.). Подразумевают самостоятельную командную работу в течение нескольких дней и презентацию решения.
По уровню сложности кейсы могут быть:​
- Структурированными (highly structured). Включают в себя минимальное количество дополнительной информации. В них заложена определенная модель решения, и существует оптимальный вариант решения.
- «Маленькими набросками» (short vignetts). Знакомят только с ключевыми понятиями, включают 2–3 стр. приложений. Участникам требуются дополнительные знания для работы.
- Большими неструктурированными (long unstructured cases). Это самые сложные кейсы. Участникам нужно справиться с большим объемом слабо структурированных данных. В кейс может включаться лишняя информация и/или отсутствовать необходимые данные.
Структура классического (гарвардского) кейса
1665374114327.png
Метод case-study впервые стали использоваться при обучении в Гарварде (США), и с тех пор Гарвард во многом определяет формат кейс-образования во всем мире.
В педагогике кейс-технологии (сase study) – технологии, основанные на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов по какой-то выделенной теме и заданий по конкретной проблемной ситуации в ней, и передачи их обучающимся для самостоятельного изучения (с возможностью консультации у преподавателя) и решения задания с последующим коллективным обсуждением темы и вариантов для выработки наиболее рациональных и творческих предложений.
Типы кейсов: Практические кейсы. Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными (приложения от 1 до 3).
Научно-исследовательские кейсы. Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней.
Таким образом, кейс-технология – это технология краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателя новых качеств и умений.
Итак, в основе метода case-study лежит разбор разных ситуаций, которые сложились в бизнесе или в других сферах. Его ценность в том, что слушатели курса учатся действовать в команде. Они анализируют данные и общими силами вырабатывают управленческие решения.
Говоря о методе ситуационного обучения, которым является кейс-стади, нужно обратить внимание на его идеи. Метод хорошо подходит для разбора ситуаций, на которые нельзя дать однозначных ответов. Это значит, что после анализа кейса слушатели могут рекомендовать несколько вариантов действий. Все они будут правильными, только отличающимися степенью истинности.
1665374185991.png
Задача преподавателя становится более сложной, если сравнивать разбор кейса с классической схемой получения знаний. Руководитель должен получить не 1 ответ, а несколько. Потом он должен оценить, можно ли применять предложенные студентами решения на практике. Изменяется акцент обучения. Слушатели сами вырабатывают решения, а не получают готовые знания. В процессе обсуждения преподаватель и студенты тесно сотрудничают, они равноправны. В результате использования метода слушатели не просто получают знания, но и на практике оттачивают профессиональные навыки. Метод кейс-стади заключается в следующем: из жизни берется ситуация, участники обсуждения разрабатывают модель. Преподаватель поддерживает дискуссию, направляет обсуждение. Он задает вопросы и фиксирует ответы, которые дают обучающиеся.
1665374217261.png
Занимаясь анализом ситуации, участники не только приобретают знания. Они формируют систему ценностей, которая присуща специалистам, работающим в этой сфере. Если традиционное обучение у многих ассоциируется с «сухостью», то case-study отличается наличием эмоций. Дело в том, что при хорошей организации процесса обсуждения между участниками возникает конкуренция. Case-study позволяет применить теорию на практике. Работая в коллективе, студенты учатся выслушивать разные точки зрения, учитывать их. Также они учатся предлагать свои решения, приводя аргументы в защиту позиции.
1665374255323.png
1665374278012.png
1665374301546.png
1665374321174.png
1665374338808.png
1665374355869.png
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх