Креативность (от лат. creatio – созидание; или от англ. creative — творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию (или порождению) принципиально новых (необычных) идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.
По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного (творческого) мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.
Человек с рациональным складом мысли всегда пытается решить задачу строго в рамках логики, где требуется разумный подход и, как правило, только одно решение. Личность с дивергентным мышлением попробует решить вопрос с разных точек зрения, при этом может быть найдено великое множество ответов. Таким образом, творческие личности смотрят на проблему широко, раздвигая допустимые рамки и отвергая установленные правила.
Экспертные и экспериментальные оценки способности человека к производству знаний показывают, что креативные способности человека не очень велики. Путем вовлечения всех работников в непрерывное совершенствование организации (метод Кайдзена) креативность организации резко возрастает.
Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный (и часто применяемый) в мировой психологической практике — Тест Е. Торренса. Этот тест позволяет оценить:
Этот и другие тест (например, Вильямса или Диагностика дивергентного мышления (модификации Е.Е Туник, Д.Б Богоявленский, Т.А Барышевой)) на дивергентное мышление позволяет узнать, насколько человек может креативно мыслить в различных ситуациях. Благодаря нескольким вопросам, вы можете узнать свою личность получше, определить слабые и сильные стороны. Впервые это выражение использовал американский психолог Джой Гилфорд (диагностика по Гилфорду), который изучал многогранность интеллекта. Он вывел два понятия – дедукция – способ логического решения ситуации, индукция – размышления с помощью построения четкого плана.
Особенности теста (любого) на дивергентное мышление:
По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного (творческого) мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.
Человек с рациональным складом мысли всегда пытается решить задачу строго в рамках логики, где требуется разумный подход и, как правило, только одно решение. Личность с дивергентным мышлением попробует решить вопрос с разных точек зрения, при этом может быть найдено великое множество ответов. Таким образом, творческие личности смотрят на проблему широко, раздвигая допустимые рамки и отвергая установленные правила.
Экспертные и экспериментальные оценки способности человека к производству знаний показывают, что креативные способности человека не очень велики. Путем вовлечения всех работников в непрерывное совершенствование организации (метод Кайдзена) креативность организации резко возрастает.
Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный (и часто применяемый) в мировой психологической практике — Тест Е. Торренса. Этот тест позволяет оценить:
- вербальную (через слова) креативность;
- образную креативность;
- отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам.
Этот и другие тест (например, Вильямса или Диагностика дивергентного мышления (модификации Е.Е Туник, Д.Б Богоявленский, Т.А Барышевой)) на дивергентное мышление позволяет узнать, насколько человек может креативно мыслить в различных ситуациях. Благодаря нескольким вопросам, вы можете узнать свою личность получше, определить слабые и сильные стороны. Впервые это выражение использовал американский психолог Джой Гилфорд (диагностика по Гилфорду), который изучал многогранность интеллекта. Он вывел два понятия – дедукция – способ логического решения ситуации, индукция – размышления с помощью построения четкого плана.
Особенности теста (любого) на дивергентное мышление:
- беглость – количество решений за определенный отрезок времени;
- оригинальность – насколько они нестандартны и отличаются друг от друга;
- гибкость – способность быстрого переключения с одной задачи на другую;
- точность – насколько решение результативно;
- образность – возможность мыслить абстрактно.