Шарль де Костер и легенда о Тиле Уленшпигеле

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Один из богатейших регионов Европы в своей бурной средневековой городской жизни «породил» весёлого и хитрого сына угольщика Тиля Уленшпигеля.
Тиль – персонаж средневековых легенд, имевших хождение в Нидерландах и Германии. Бродяга и плут, в произведениях более позднего времени он превратился в народного героя, символ сопротивления Нидерландов испанскому владычеству. А первоначально Тиль Уленшпигель был героем многочисленных анекдотов и сатирических стихов-шванков, которые ходили в народе в Нидерландах и Германии. Это собирательный образ пройдохи, балагура и бродяги. Этот образ стал частью фламандского и немецкого фольклора в XIV в., а в начале XVI в. впервые появилась печатная книга под заголовком «Занимательное сочинения о плуте Тиле ...», где ранние народные легенды об Уленшпигеле были собраны и литературно обработаны. Имя составителя книги точно неизвестно. Вскоре подобного рода лубочная книга вышла и во Фламандии. Ещё позже появились переводы этого сборника на английский, французский, латынь и другие языки.
Тиль из народных легенд – веселый мошенник, который ведет себя отнюдь не как идеальный герой и образец для подражания. В одном из эпизодов персонаж, например, показывает собственную задницу крестьянам. Нрав персонажа отражает его фамилия, которая складывается из двух слов средневерхненемецкого языка.
Spіegel традиционно переводится как «зеркало», но у этого слова есть и жаргонное значение «задница», а ulen — это глагол «чистить», «мыть». Правда, более распространен «приличный» вариант перевода имени героя «Уленшпигель» как «Зеркало совы», потому что персонаж по традиции изображается с совой и зеркалом в руках.
В средневековых народных книгах утверждается, что герой был реальным историческим лицом. Якобы человек по имени Тиль Уленшпигель родился около 1300 г. в земле Кнайтлинген в Нижней Саксонии. Много лет он провёл в путешествиях, бывал в землях Бельгии, Германии и Нидерландов. В возрасте 50 лет умер в германском городе Мёльн от чумы. Однако эти утверждения не подкреплены никакими свидетельствами того, что этот или похожий человек существовал в реальности.
Образ Уленшпигеля воспринимают и как провозвестника Реформации, поскольку действия героя направлены на то, чтобы осмеять и подорвать патриархальные основы средневековья. Тиль – бродяга, не приемлющий оседлой жизни. Герой постоянно надувает крестьян и горожан, воплощает дух независимости и личной инициативы.
Народные легенды отличаются от позднейшего романа о Тиле Уленшпигеле, написанного Шарлем де Костером. В романе появляются новые герои, которых не было в исходных фольклорных материалах, например, Ламме Гудзак, друг Тиля. И образ самого Уленшпигеля отличается от фольклорного.

1683605484693.png
Изображение Уленшпигеля из первых изданий легенд
Считается, что первое анонимное издание легенды о похождениях Тиля Уленшпигеля относится к последней четверти XV в. Корни этой истории уходят корнями в немецкие шванки. В 1520 г. истории о нём были переведены на французский и голландский языки. Образ шута из простого народа становится популярным на фоне громких событий происходивших в Европе: бунты, Крестьянская война в Германии (1524 − 1525 гг.) и война за независимость Нидерландов (1566 – 1648 гг.), также известная как Восьмидесятилетняя война, стала первой в череде европейских буржуазных революций. Именно драматические события этой долгой и изнурительной борьбы провинций с Испанией дали простор для распространения легенды о Тиле Уленшпигеле.
1683605524618.png
Уленшпигель 1515 г.
Писатель Шарль де Костер проделал серьёзную работу над тем, чтобы «подарить жизнь» герою народных легенд. Будучи служащим Бельгийского государственного архива, он изучил много любопытных документов, которые подтолкнули его на создание романа о похождениях Тиля Уленшпигеля. В 1867 г. произведение Шарля де Костера (Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, их приключениях отважных, забавных и достославных во Фландрии и иных странах) наконец увидело свет. Обращаясь к событиям прошлого, Костер бунтовал против устоев настоящего: бельгийская элита не принимала его творение, а популярность к писателю пришла лишь только после смерти.
В романе дана романтическая интерпретация (карнавализация) образа Тиля. Из XIV в. персонаж «переносится» в XVI, где становится символом сопротивления народа Фландрии господству угнетателей-испанцев. Книга де Костера изменила восприятие образа Тиля в сознании читающей публики. К персонажу начали относиться как к идеологу революционного движения гёзов, которые выступали против испанского правительства в Нидерландах и против католической церкви.
1683605564250.png
Шарль де Костер
С 1482 г., после распада Бургундского герцогства, Нидерланды благодаря ловкой династической комбинации стали «жемчужиной в короне Габсбургов». Реформация оказала сильное влияние на жизнь региона. Хоть император в первой половине XVI в. укреплял Нидерланды, присоединяя к своим владениям соседние земли, особого внимания Карл V землям Фландрии не уделял. Вся власть была делегирована генеральному статхаудеру из правящей династии.
После отречения Карла V Нидерланды перешли под власть испанской короны во главе с королём Филиппом II. С приходом испанского монарха налоговое бремя стало более ощутимым для жителей Нидерландов, а распространение нового вероучения (протестантизма) только злило набожного короля. Церковь усиливала контроль за этим регионом, а корыстные доносчики на еретиков давали почву для развёртывания деятельности инквизиции. В таких условиях и началась война за независимость Нидерландов.
1683605613626.png
Филипп II
Отправной точкой истории Шарля де Костера становится 21 мая 1527 г.: в этот день в городе Дамме во Фландрии родился Тиль Уленшпигель и его антагонист — жестокий и грубый принц Филипп (будущий король Испании). Отцом Уленшпигеля был угольщик Клаас, который впоследствии стал жертвой доносчиков и попал на костёр. Когда мать и отец главного героя умерли, Тиль отправился в путь вместе со своим товарищем Ламме Гудзаком и подругой Тиля Нелле чтобы наказать церковников и вороватых чиновников. «Желая очистить нас от ереси, они вводят инквизицию, но это слабительное действует не на наши души, а на наши кошельки» — эта фраза показывает отношение героев к событиям в Нидерландах ...
1683605655904.png
Фронтиспис одного из первых изданий
Так или иначе, герои прекрасно олицетворяют дух родной земли. Тиль — свободолюбивый и ловкий представитель народа Фландрии (как-то он распорол живот лошади и распотрошил его, чтобы залезть туда и как бы оказаться в доме с 4 стенами (вместо опор были копыта, соответственно); повеселив тем самым герцога, Также Уленшпигель соревновался в поедании собственных фекалий с шутом польского короля, который в итоге проиграл это состязание; а ещё Тиль выигрывает бочку пива на празднике, соблазняет 15-ти летнюю дворянку, клянчит деньги у хозяйки за то, что ел за троих, а это «сложная работа», а также мошенническим образом добывает тысячу гульденов, обманывая евреев ...), Неле — его любовь, выпивоха Ламме Гудзак — «сытое брюхо» богатого региона. Отрицательные персонажи романа — Карл V и Филипп II.
Тиль вырастает вольнодумцем и не держит языка за зубами, а в стране господствует католическая церковь, власть принадлежит испанским феодалам. Героя по причине несдержанного и свободолюбивого характера объявляют еретиком и приговаривают к изгнанию из Фландрии сроком на три года.
У Тиля есть подружка — Неле, а у той — мать по имени Катлина. Катлина оказывается в руках инквизиторов по обвинению в колдовстве и сходит с ума из-за пыток. Тиль тем временем странствует по миру и обретает навыки ловкого мошенника. Младший Уленшпигель получает отпущение грехов, и это дает ему возможность вернуться домой.
Перед самым возвращением Тиля под арестом оказывается отец героя – Клаас. На него донес сосед, рыбник по имени Йост Грейпстювер. Клааса обвиняют в ереси и сжигают на костре, а мать героя (Сооткин) от горя умирает. Тиль собирает пепел, оставшийся на месте казни отца, помещает тот в мешочек и носит на груди. Обезумевшая мать Неле общается с духами, и Тиль обращается к женщине за советом, чтобы та подсказала герою, как спасти страну от жестокости испанцев. Мать Неле отправляет Тиля и дочь на весенний праздник, к духам земли, которые велят героям искать неких Семерых.
1683605707452.png
Одна из гравюр Ропса, иллюстрировавших первое издание книги де Костера (мать Неле и Бес)
И герои (Тиль, Неле и Ламме) отправляется на поиски Семерых. Компания странствует по землям, а Ламме заодно пытается разыскать жену, которая его бросила. Во Фландрии тем временем вспыхивает восстание против испанских властей. Уленшпигель присоединяется к повстанцам и принимает участие в сражениях с испанцами.
Тем временем в Нидерландах начинается направленное против испанского владычества восстание гёзов, к которым присоединяется и Уленшпигель, с войсками Вильгельма Молчаливого участвуя в боях с испанцами. После подавления восстания Уленшпигель остался в Нидерландах в качестве личного агента Вильгельма Молчаливого, в течение нескольких лет путешествуя по стране в компании с тем же Ламме, ведя подпольную деятельность: от сбора денег и переправки людей за границу до ликвидации испанских агентов и формировании повстанческих отрядов.
Позже, вернувшись в город Дамме, герой узнает, что за жителями охотится некий волк-оборотень. Оказывается, что под волчьей шкурой скрывался тот самый рыбник Йост, который донес на отца Тиля. Теперь и Йоста приговаривают к казни. После чего Тиль вместе с Ламме уходит за границу, где примыкает к гёзам и принимает участие во втором этапе восстания, теперь на море.
Тиль участвуя в морских боях превращается в искусного бойца. Плут проявляет порядочность, когда, к примеру, пытается заступиться за пленных католических монахов, к вере которых не испытывает никакой личной симпатии. Этот поступок едва не стоит герою жизни, но Неле заявляет о своем желании взять Тиля в мужья, чем спасает ему жизнь ...
После нескольких лет службы сначала Ламме уходит с флота, найдя свою жену, а затем это делают и Тиль с Неле после того, как Генеральные штаты провозглашают независимость Нидерландов от Испании, сочтя цель восстания достигнутой ...
Найти Семерых героям удается при помощи волшебной мази. Выясняется, что это аллегория, и Семеро, которых герой видит во сне, это воплощения смертных грехов. Впавший в волшебный сон Тиль кажется мертвым, и его враги пытаются его похоронить. Однако Тиль выбирается из могилы в тот момент, когда священник принимается читать заупокойную молитву.
1683605782568.png
Памятник Тилю и Неле в Кнокке

Краткое содержание
Книгу де Костера предваряет «Предисловие совы», в котором даётся двойное толкование имени «Уленшпигель». По одной версии оно означает «я — ваше зеркало», по другой — «сова и зеркало».
В городе Дамме в семье угольщика Клааса рождается сын — Тиль Уленшпигель. Он вырастает весёлым и озорным парнем, хотя часто проказы его далеко не безобидны. Как-то в компании Уленшпигель заявляет, что заупокойные молитвы выгодны только попам, а один из присутствовавших доносит на него и обвиняет его в ереси. Уленшпигеля изгоняют из Фландрии на три года, в течение которых он должен совершить паломничество в Рим и получить у папы отпущение грехов. В Дамме остаются опечаленные родители, Клаас и Сооткин. Но больше всех печалится подружка Тиля, Неле, дочь доброй колдуньи Катлины. Родившийся в одно время с Уленшпигелем король Филипп II растёт болезненным, изнеженным и жестоким.
Вскоре Катлину обвиняют в том, что она навела порчу на соседскую корову (а она просто не сумела её вылечить). Её подвергают пыткам, от которых она повреждается в уме. Уленшпигель, пробыв положенный срок в изгнании, перепробовав массу занятий, обманом получает отпущение грехов и возвращается в Дамме. Накануне его возвращения Клаас посажен в тюрьму по обвинению в ереси. На него донёс сосед, старшина рыбников Иост Грейпстювер, позарившись на присланные Клаасу братом деньги. Клааса сжигают на костре.
После его смерти Сооткин и Уленшпигель приходят на место казни и берут немного пепла. Сооткин шьёт мешочек из шелка, и Уленшпигель с тех пор носит его на шее, время от времени повторяя: «Пепел Клааса бьётся о мою грудь». Вдову и сына казнённого подвергают пыткам, чтобы узнать, где спрятаны деньги, но те молчат.
Катлине, умастившейся чудодейственной мазью, открывается видение: угольщик Клаас и император Карл предстают перед Христом. Душу труженика Клааса матерь Божья возносит в самую высокую из горних обителей, и там, омытый ангелами, он становится юным и прекрасным. А душа императора Карла отправляется в ад.
Катлину по ночам посещает любовник, «чёрный бес», как она его называет. Свой приход он возвещает криком орлана. Бес вымогает у Катлины деньги, и однажды она проговаривается ему, что деньги Сооткин и Уленшпигеля спрятаны у колодца. В эту же ночь, опоив Катлину снотворным, любовник убивает собаку и крадёт деньги. От горя Сооткин заболевает и умирает. Уленшпигель хочет отомстить рыбнику, но, встретив его, увидев, насколько тот мерзок и жалок, бросает его в канал. Уленшпигель приходит к Катлине за советом. Она обещает ему помочь, но при условии, что девушка, которая его любит, возьмёт его с собой на шабаш весенних духов, «на Пасху соков земли». Выпив чудодейственной жидкости, Неле и Уленшпигель присутствуют на весеннем празднестве духов. Духи обнаруживают смертных и те оказываются перед престолом их паря. Уленшпигель находит в себе хладнокровие и мужество рассказать, что привело его сюда желание спасти свой истерзанный край. В ответ, парь и царица духов поясняют, что Уленшпигелю «в смерти, в крови, в разрухе, в слезах» следует искать Семерых. Правда, Уленшпигель и Неле не в силах понять смысл сказанного.
Уленшпигель уходит на поиски Семерых. Попутчиком его становится добродушный толстяк, любитель вкусно поесть и выпить, Ламме Гудзак, разыскивающий оставившую его жену. Неле провожает Уленшпигеля, но никак не может расстаться с ним.
Тем временем, король Филипп учреждает в Нидерландах испанскую инквизицию, что вызывает народный гнев. Восставшие именуют себя «гёзами», то есть «нищими». Уленшпигель и Ламме присоединяются к гёзам.
Испанский полководец герцог Альба со своими войсками лютует. Уже казнены граф Эгмонт и граф Горн. Принц Оранский, по прозвищу Молчаливый, набирает войско. Уленшпигель вербует для него солдат.
А король Филипп тем временем не находит себе места от злобы. Его не утешают даже мысли о тех временах, когда он сосредоточит в своих руках власть над всей Европой. Он расправляется со своим сыном, со своей женой, с придворными, не испытывая ни радости, ни горя.
Уленшпигель делит с войском Молчаливого победы и поражения ...
Он выводит на чистую воду продажного Спелле, погубившего множество людей, в том числе брата девушки Боолкин, Михилькина. Мысли Уленшпигеля часто возвращаются к Неле и к родному городу Дамме.
В это время в окрестностях города появляется оборотень, волк-человекоубийца. Однажды от него еле спаслась Катлина. Оказавшись в Дамме, Уленшпигель решает поймать оборотня и ставит на него капкан. Убийцей, обиравшим свои жертвы, оказывается рыбник, Иост Грейпстювер, когда-то погубивший Клааса. Он «перекусывал» шеи тем, кого ему удавалось подстеречь, при помощи вафельницы с длинными острыми зубьями по бокам. Рыбника судят и приговаривают к сожжению.
Тиль Уленшпигель и Ламме Гудзак начинают служить на корабле адмирала Долговязого. А в Дамме Катлина узнает своего возлюбленного, «чёрного беса», в свите нового наместника города. Тот отрекается от неё, но Неле рассказывает во всеуслышание о связи Катлины и Ганса, как его зовёт бедная умалишённая, и о том, что он убил своего приятеля Гилберта. Наместник задерживает Иооса Даммана, он же Ганс, он же возлюбленный бес Катлины. Катлина, думая, что помогает Гансу, находит закопанное им тело. Её тоже заключают в тюрьму и, как и Даммана, подвергают пыткам. Неле приносит в суд найденное ею письмо Даммана Катлине, а ещё одно его письмо обнаружено в сумке покойного Гилберта. Даммана признают виновным — и в колдовстве, и в убийстве. Его сжигают на костре. Катлину же подвергают испытанию водой в канале. Она тонет, то есть оказывается не ведьмой, но после того, как её без чувств, вытаскивают из воды, не может оправиться и вскоре умирает. Осиротевшая Неле перебирается в Голландию.
Уленшпигель становится искусным канониром и отличным воином. Он заступается за монахов, которых должны были отпустить, после того как они сдались, но не отпустили ... Заступничество чуть не стоит ему жизни. От виселицы Уленшпигеля спасает Неле, объявив, что берет его в мужья — по местным обычаям это возможно. Она становится свирельщицей на корабле, где служит Уленшпигель. Гёзы терпят ряд неудач.
Неле, Уленшпигель и Ламме попадают в плен и вместе с другими заключены в бывшем монастыре. Но пленников освобождают, и Уленшпигель с Неле и Ламме возвращаются на корабль. Ламме делают корабельным коком. Уленшпигель назначен капитаном корабля. Победа вновь улыбается гёзам.
Ламме в бою был ранен в бедро. И тут, его навещает и перевязывает ему рану жена, которую он долго искал. Она объясняет, что оставила Ламме, послушавшись призывов одного монаха, склонявшего женщин к безбрачию. Ламме с вернувшейся к нему Каллекен прощаются с гёзами и оставляют корабль.
Созванные в Гааге Генеральные Штаты низлагают короля Филиппа. Нидерланды становятся свободными.
Вскоре наёмный убийца убивает принца Оранского. Уленшпигель и Неле уходят с флота. Уленшпигель становится сторожем и начальником башни Веере. Однажды Неле и Уленшпигель снова умащаются волшебным снадобьем и видят преображённых Семерых. Гордыня стала Благородной гордостью, Скупость преобразилась в Бережливость, Гнев — в Живость, Чревоугодие — в Аппетит, Зависть — в Соревнование, Лень — в Мечту поэтов и мудрецов, а Похоть превратилась в Любовь.
Очнувшись, Неле видит, что Уленшпигель не приходит в себя. Оказавшиеся неподалёку бургомистр и священник с радостью бросаются хоронить Тиля.
Могила засыпана, священник читает заупокойную молитву, но вдруг песок шевелится и Уленшпигель встаёт из могилы. Он объявляет, что дух Фландрии похоронить не удастся никому, и уходит вместе с Неле ...
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх