Шииты и сунниты

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Эти крупнейшие направления в исламе зародились сразу после смерти пророка Мухаммеда в 632 г. В 656 г. разногласия между ними привели к первой гражданской войне. С тех пор прошло больше тысячи лет, а шииты и сунниты продолжают враждовать друг с другом.
Изначально под суннитами и шиитами арабы подразумевали два политических клана, возникших после смерти пророка Мухаммеда.
Шииты (с арабского – «приверженцы») считали, что власть в стране должен унаследовать двоюродный брат пророка Али. Сторонники Али верили, что только кровные родственники Мухаммеда имеют право возглавлять мусульман. Будущее государства шииты видели в форме имамата – объединения светской и духовной власти в одних руках.
Сунниты (с арабского – «праведники») парировали: Мухаммед не был святым, а являлся всего лишь человеком. Это значит, что в его крови нет божественной длани, которая могла бы передаваться родственникам.
Сторонники этого течения утверждали, что власть в стране должна наследоваться по праву достойного с помощью голосования. Будущее страны сунниты видели в халифате – разделении религиозной и светской власти. В 632 г. они выбрали халифом Абу Бакра. Голосование было проведено без участия Али, который в это время занимался похоронами брата. Он пользовался большей популярностью у простого народа. В свою очередь, Абу поддерживала элита. Когда Али предложили отобрать у Абу власть силой, тот отказался, мотивировав своё решение нежеланием устраивать гражданскую войну.
Война между мусульманами всё-таки случилась. В 656 г. был убит третий халиф – Усман. Из-за вакуума власти в стране появились сразу два новых правителя: дождавшийся своего часа Али и наместник Сирии Муавия.
1703562355554.png
Территории под контролем Али (зелёный) и Муавии (красный)
В войне Али проявил нерешительность и потерял часть сторонников – хариджитов (с арабского «мятежники»). Сегодня они стали третьей по величие исламской конфессией. Хариджиты убили Али. Муавия победил и в 661 г. стал новым главой империи. Этот же год фактически стал моментом трансформации политических группировок в религиозные течения. Шииты затаили обиду. Они объявили суннитские законы ересью. Сунниты ответили тем же.
Интересно, что за 1300 лет карта распространения мусульманских верований постоянно менялась. Так, Иран на протяжении истории был суннитским, однако в XV в. местный шах Исмаил I объединил страну и провозгласил шиизм государственной религией. В то же время, Северная Африка совершила противоположный процесс.
1703562398135.png
Исламские главные течения сегодня
Сегодня Иран остаётся ведущей шиитской державой. Саудовская Аравия является неофициальным духовным лидером суннитских держав. Оба государства претендуют на общее главенство в мусульманском мире. Правда, на звание первой исламской страны претендует ещё и Турция.
В частности, Иран поддерживает сепаратистское движение шиитов в Йемене, пытается присоединить шиитские Ирак и Бахрейн, а также поддерживает партии единоверцев за рубежом, например, Хезболлу в Ливане. В это время Саудовская Аравия в союзе с США этому активно противодействует.
При этом все верующие мусульмане молятся в одних и тех же мечетях. У них одинаковые основные правила ислама. Представители шиитов и суннитов могут заключать браки друг с другом (однако можно столкнуться с нетерпимостью со стороны окружающих) В быту религиозные противоречия практически не заметны. Разница кроется в трактовке Корана. Сунниты признаются более буквальными последователями шариата. Шииты трактуют его свободнее и шире. Что тоже довольно интересно, ведь изначально было задумана жизнь исключительно по шариату. Но вышло иначе.
Например, у шиитов существуют неофициальный список святых людей. Могила Али и мечеть рядом с ней являются местом поклонения. Шииты могут молиться реже 5 раз в день, оставляют людям право развода и более терпимы к иноверцам. Кроме того, богословы (аятоллы) могут выносить решения по вопросам бытовой жизни – исходя не исламского права и догм тысячелетней давности, а современных представлений и знаний.
Сунниты убеждены, что все 5 молитв обязательны к выполнению, не признают брачных разводов и именуют иноверцев невеждами. Любой человек, по убеждению суннитов, грешен.
Наконец, суннитов банально больше – 85% от всех мусульман. Ещё 10% шииты, менее 5% ибадиты (исламское течение, отличающееся как от суннизма, так и от шиизма; ибадизм часто характеризуют как умеренную фракцию в движении хариджитов, хотя сами ибадиты отказываются признавать себя хариджитами). С учётом абсолютного меньшинства последователей, а также их концентрации в Иране и Ираке шиизм часто рассматривают или как секту, или как попытку персов заявить о себе через создание альтернативного религиозного центра.
Итак, причины начавшегося в исламе раскола лежали в отсутствии закрепленной системы передачи верховной власти после смерти Мухаммеда. Изначально удалось достичь компромисса и избрать в качестве халифа (наместника пророка) одного из первых сподвижников Мухаммеда – мекканского купца Абу Бакра. Однако уже тогда среди части мединцев возникло недовольство этим решением, поскольку они считали законным преемником Али – племянника (или двоюродного брата) и зятя Мухаммеда. Постепенно эта группа разрослась, и по ее инициативе четвертым халифом был избран Али, чему предшествовало убийство третьего – Османа – в котором обвинили членов этой партии. Это стало причиной разразившейся гражданской войны, в которой Али после нескольких побед согласился на переговоры. Из-за этого в 657 г. 12000 воинов покинули войско Али, от них пошло первое из течений в исламе – хариджиты (ушедшие). Оставшиеся верными халифу, получили название шииты (от слова партия). Наконец, большинство мусульман, не поддержавшие Али позже стали называться суннитами.
Хариджиты придерживались точки зрения, что все мусульмане являются равными, независимо от их происхождения и времени обращения. Соответственно халифом может быть избран любой мусульманин, без каких-либо ограничений, при этом его власть должна быть только исполнительной, без вмешательства в законодательство или судопроизводство, за что должен отвечать выборный совет. Хариджиты придерживались норм раннего ислама, выступая против каких-либо дополнительных толкований. Однако они не смогли стать сколь-нибудь влиятельной силой, поскольку практически сразу начали дробиться на множество мелких сект. Наиболее значимым событием было восстание секты арзакитов против династии Омейядов в Ираке в 80-х гг. VII в., которое продолжалось почти двадцать лет, прежде чем было подавлено.
Более значительную роль сыграли шииты, который считали, что халифом (точнее имамом – поскольку сочетает духовную и светскую власть) может быть только потомок Али и его жены Фатимы – дочери Мухаммеда. Поэтому имам не может избираться общиной, поскольку только в роду Али передается сокровенное знание, открытое пророком. Соответственно только имам обладает правом толковать Коран, а его решения считаются непогрешимыми. После убийства Али, борьбу за главенство над мусульманской общиной продолжили его сыновья Хасан и Хусейн, которые в дальнейшем оба погибли. Однако противостояние между шиитами и суннитами не прекратилось, хотя шиитов было значительно меньше. В начале IX в. в шиизме появилось течение исмаилитов, которое в X в. подняло восстание в Тунисе, перекинувшееся на Египет, где в 909 г. был провозглашен халифат Фатимидов, просуществовавший до 1171 г. и контролировавший значительную часть Северной Африки, часть Аравии и Палестины. После падения Фатимидского халифата, шиизм долгое время подвергался гонениям в исламском мире, пока в 1501 г. власть в Иране не захватила династия Сефевидов, сделавшая шиизм государственной религией. С того времени Иран являлся единственным шиитским мусульманским государством, из-за чего постоянно враждовал с остальными державами исламского мира. Внутри шиизма также существует несколько течений, которые зачастую боролись между собой.
Сегодня самым крупным направлением в исламе является суннизм, согласно которому халифом может быть избран только представитель рода Курейшитов, из которого происходил сам Мухаммед. Помимо Корана сунниты считают важной частью учения Сунну – книгу о жизни пророка и отдельные его изречения. Большая часть мусульманских государств, в том числе и средневековых, были именно суннитскими. Хотя внутри суннизма также существует несколько течений, конфликтов из-за этого между ними не существует, из-за чего суннизм является более монолитным течением, что и обеспечивает его преобладание над остальными группами в исламе. Именно суннитский вариант ислама был распространен в Африку, Центральную Азию, Индию и Юго-Восточную Азию, где повлиял на особенности государственного развития.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх