ABC-анализ в образовании
ABC-анализ (в образовании) — это способ классификации ресурсов по степени их влияния (важности) на процесс обучения
Для любого учреждения образования важно эффективно использовать два ресурса: денежные затраты и человеческий ресурс. И для эффективного управления доступными ресурсами, необходимо провести анализ структуры исследуемого продукта, в нашем случае это образовательные программы и реализующие их педагоги.
Область применения АВС-анализа достаточно широка. К нему может относится любой количественный показатель, где количество измерения более 30 единиц.
Для понимания основ АВС-анализа определим на что он опирается. В основе лежит закон Парето 20/80. Что представляет из себя этот закон?
Закон Парето - соотношение вкладываемых ресурсов или усилий к доле результата зачастую варьируется так: небольшая доля расхода ресурса приносит наибольшую часть результата. Другими словами, 20 % усилий дают 80 % результата, а оставшиеся 80 % усилий обеспечивают лишь оставшиеся 20 %.
В современном подходе эффективное распределение результатов выглядит следующим образом: группа А – 70 %, группа В – 25 %, группа С – 5 %. Однако эти показатели могут варьироваться. Тем не менее на группу А приходится наивысшая нагрузка и результат.
NB! Определяем эффективность работы
Анализу подвергается несколько параметров:- Численность выявленных групп А, В, С;
- Количество направленностей, объединений, групп, обучающихся, количество педагогов;
- Нагрузка;
- Стимулирующие выплаты (премии, бальная система, доплаты);
- Процентный показатель по каждому педагогу к муниципальному заданию;
- Количество педагогов;
- Количество вспомогательного персонала.
- Время педагогов.
- Премиальный фонд (постоянные стимулирующие выплаты).
- Система KPI (стимулирующая выплата через бальную систему).
Для педагогов разрабатываются специальные программы удержания и лояльности, в которых предлагаются дополнительные преференции для педагогов.
По каждому педагогу группы А целесообразно тщательно отслеживать динамику посещений, отчислений (выявление каждой причины – переезд, смена школьного расписания, другие причины – с занесением результатов в базу данных).
Со стороны административно-управленческой команды необходимо:
- Организовать более частые коммуникации с педагогами группы А для выявления проблем в деятельности педагога (сопровождение, материально-техническая база, участие в конкурсах, соревнованиях различного уровня);
- Выстроить дорожную карту педагога с современными потребностями в сфере конкурентного образования (курсы повышения квалификации, переподготовка);
- Сформировать дополнительные ресурсы (финансовые, человеческие) для продвижения педагогов группы А;
- Разработать алгоритм действий привлечения новых обучающихся в объединения к педагогам группы А;
- Возвращение отчисленных обучающихся из группы В и С к педагогам группы А.
При анализе группы С необходимо провести глубокий анализ деятельности педагога, выявить причины низких результатов. Для это можно провести мониторинг образовательных услуг – результаты помогут выявить необходимую потребность (или потребности).
Если на эти потребности соответствуют потребностям обучающихся, но на них отсутствует запрос, значит педагоги недостаточно компетентен. В такой ситуации стоит предложить педагогу пройти курсы повышения квалификации или переподготовки и рассмотреть возможность открытия нового объединения, которое будет востребовано обучающимися и родителями.
То есть …
Для эффективного управления доступными ресурсами, необходимо провести анализ структуры исследуемого продукта.