Проблемы в ходе урока

  • 152
  • 0
После того как проблемная тема сформулирована и проведен ее анализ, выявляющий и удостоверяющий проблемность, очень важно перевести разные способы трактовки и понимания в позиции, тем самым представив саму тему как полипозиционную структуру. От трактовки, точки зрения и понимания позиция отличается тем, что она содержит обязательное указание на систему культурно отработанных средств, которые и определяют характерное для данной позиции видение рассматриваемого вопроса. С точки зрения системомыследеятельностного подхода (Г. П. Щедровицкий) различают позиции в действии (мыследействии), в коммуникации (мыслекоммуникации), в мышлении (чистом мышлении), выделяют также рефлексивные позиции и позиции понимания. Следовательно, средства, на основе которых выделяются позиции, могут быть разными, обеспечивающими организацию этих разных мыследеятельностных процессов. И позиционный конфликт, который выявляется в проблемной ситуации, может...

Так что же такое мышление?

  • 141
  • 0
Высказанная здесь точка зрения на процессы мышления не единственная. Есть позиция, в соответствии с которой никакого правильного мышления, описываемого и выделяемого формальной логикой, просто не существует, а так называемое «правильное» мышление — это «мертвое» мышление. Это высказывания, суждения, различные словесные выражения мысли. «Живое» же «движущееся» мышление, которое существует и развертывается в ситуации диалога, полилога и коммуникации, невозможно описать на основе формальной логики. Для этого существует другая, неформальная логика, она называется диалектической.

В ряду выдающихся личностей, разрабатывавших проблемы диалектической логики, можно выделить и Платона, и Николая Кузанского, и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, и Карла Маркса, и Эвальда Васильевича Ильенкова. Чем же характеризуется диалектическая логика? Тем, что в соответствии с принципами этой логики подлинный предмет мышления описывается...

Эмоциональное выгорание

  • 172
  • 0
В 2019 году Всемирная организация здравоохранения включила синдром эмоционального выгорания в Международную классификацию болезней. Само по себе выгорание – это не болезнь, а фактор, влияющие на состояние здоровья, который может привести к серьезным проблемам. Основной причиной расстройства ВОЗ выделила хронический стресс на работе. Если говорить своими словами, то в один прекрасный день батарейка садится полностью и сил на что-либо уже нет, да и желания нет, вообще ничего нет. Есть только апатия и последующая депрессия, которые приковывают к кровати и не дают делать что-либо. Чтобы не довести до такого, нужно при первых же признаках выгорания начать с ним работать. Чтобы его определить, выделим симптомы синдрома.

Признаки эмоционального выгорания условно можно разделить на несколько видов. В их числе: Физические симптомы – повышенная утомляемость, расстройства сна, прибавление или потеря в весе, частые головные боли, снижение иммунитета, общая заторможенность...

Схема. Вовлечение педагога в профессиональное обучение

Тезаурус (для педагога новатора)

  • 201
  • 0
Генезис — категория, описывающая происхождение понятий, знаний, знаков, позволяющая восстановить контекст первоначального употребления рассматриваемого предмета и его конкретную роль как средства для решения определенной задачи.

Диалектика — интеллектуальное искусство, основанное на освоении способов соорганизации в ходе размышления взаимоотрицающих друг друга понятий.

Идеализация — целенаправленное выделение в мышлении таких сторон и характеристик изучаемого объекта — связей и отношений, — которые не могут существовать в практической деятельности в подобном специально отчлененном и изолированном виде. Подобное расчленение, выделение и изоляция осуществляются для целенаправленного рассмотрения анализируемых сторон и характеристик. Идеализация является важнейшей составляющей всего знания, идеализация фиксируется и закрепляется при помощи специально конструируемых знаковых форм.

Категория — наиболее общее понятие, исторически...

Проблемная ситуация и законы тождества и противоречия в формальной логике

  • 156
  • 0
В чем же, собственно, заключается ненормальная ситуация и как эту ненормальность можно выявлять и превращать в предмет работы? Эта ненормальность совершенно очевидно обнаруживается и фиксируется с точки зрения законов формальной логики, прежде всего с точки зрения закона тождества и закона противоречия.

Формальная логика, созданная Аристотелем и затем совершенствовавшаяся на протяжении двух тысяч лет, является одним из наиболее распространенных описаний процесса мышления. Различные описания собственно процессов мышления обычно относили и связывали с использованием и употреблением формальной логики.

Процесс мышления можно характеризовать и описывать не только при помощи формальной логики, но и на основе знаний психологии. Особенно когда нас интересует, как работает человеческое сознание, как организуется понимание, что понимает человек внутри процессов мышления.

Процесс мышления описывается при помощи семиотики — науки о знаках. В этом случае мы выделяем...

Продолжаем разговор. И снова метапредметы

  • 174
  • 0
Современная отечественная школа пока ещё не обеспечивает достижения расчлененность знаний об окружающем мире на отдельные предметы не уравновешивается их интеграцией; анализ в обучении преобладает над синтезом; знания учащихся оказываются разрозненными, делятся на «физические», «химические», «биологические» и др. Недостаточно философское осмысление мира учениками, нет осознания личной связи с окружающим миром, понимания своего значения, места и роли в нём. Роль интегрированных курсов в общем содержании образования пока невелика, а принципы их конструирования подчас остаются теми же, что и для отдельных курсов-предметов.

Изучение многообразия явлений познаваемого мира рано или поздно приводит человека к выводу о существовании единых первооснов. Через «золотое сечение», например, обнаруживается единство музыкальных и астрономических явлений, магическое число «семь» символизирует ноты, цвета, дни недели, события из сказок, чудеса света. Мир оказывается насыщенным...

Метапредметы

  • 206
  • 0
Сегодня учителю и ученику не обойтись без метапредметов. Давайте попробуем разобраться.

Метапредметы (ЗНАНИЕ, ЗНАК, ПРОБЛЕМА и другие) – это предметы нетрадиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Они, как пишет Ю.В. Громыко в своей монографии «Мыследеятельностная педагогика», «с одной стороны, обязательно построены в соответствии со схемой предметно-дисциплинарной организации (они сами сконструированы как учебные предметы), с другой стороны, они выступают в рефлексивной функции по отношению к другим предметным и непредметным системам – процессам мышления, действия в конкретной практической области. С этой точки зрения, осваивая метапредметы, каждый учащийся учится обнаруживать в любых системах – предметных и непредметных – данные организованности и работать с ними.»

Что это означает? Обычно учащийся, работая с материалом предмета физики, химии...

Можно ли достичь равенства учеников в современной школе?

  • 150
  • 0
Юлия Дмитриевна Аликина,
учитель МАОУ Гимназия № 210 «Корифей» (Екатеринбург)


Индивидуализация при работе с учениками персонально и в классе — две разницы, но есть нечто общее. Мы всё время говорим о равенстве, о том, что образовательные успехи не должны зависеть от того, в какой семье растёт ребёнок. Но будем честны, существует ли равенство в школьном образовании реально, а не в красивых отчётах?

Внедрение цифровых технологий всегда рассматривалось как новый инструмент достижения равенства через индивидуализацию обучения. Сегодня же все боятся, что вместо очной школы мы получим онлайн-резервации «для бедных». Традиционное образование станет доступным только для платёжеспособной элиты.

Честно говоря, я не верю в эти страшилки. Предпосылок к кардинальному изменению существующей системы нет, меры все временные, и онлайн-образование не ставит своей целью «свергнуть» учителя. «Цифра» только помогает разгрузить педагога и высвободить время для...

Теоретические характеристики современных педагогических технологий

  • 206
  • 0
Понятие и сущность педагогической технологии.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

  • Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
  • Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Лихачев).
  • Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В. Беспалъко).
  • Педагогическая технология – это...

Куда пойти учиться?

  • 206
  • 0
Вопрос, тревожащий многих школьников, особенно в девятом и одиннадцатом классах — «Куда поступать?» Хочется, конечно, в самое лучшее место. Но мучают сомнения: а вдруг не получится? А точно ли я этого хочу? Разбираемся, как справиться с ситуацией и как распланировать подготовку.

Желания и возможности

Чтобы определиться с вузом или колледжем, попробуй сыграть с собой в простую игру: представь, что ты уже получил образование и нужно спланировать ближайшую неделю. Куда пойти? Многие ребята хотят как-то реализоваться, стать независимыми от родителей, найти подходящую нишу в обществе. У одних появляется идея создания своего бизнеса, у других — мысль о том, чтобы снять красивое документальное кино. В этот момент можно поставить вопрос: каких навыков мне не хватает, чтобы заниматься тем, чем я хочу? И если с этим ты разобрался, то дальше поступать нужно именно туда, где этим...

Историко-культурный стандарт как основа подготовки к ЕГЭ

  • 138
  • 0
Вопрос об успешной сдаче Единого государственного экзамена беспокоит сегодня и выпускников, и учителей. Эффективная подготовка к ЕГЭ по истории зависит от многих факторов, прежде всего от объема того материала, который усвоен обучающимся. Вместе с тем, история как учебная дисциплина, содержит огромное количество фактов, ориентироваться в котором непросто, а учебники не всегда помогают в отборе материала – в разных учебниках исторические факты раскрываются с различной глубиной, да и их круг также отличается.

В этих условиях существенную помощь может оказать Историко-культурный стандарт (ИКС), разработанный ещё в 2013 г. рабочей группой под руководством А. О. Чубарьяна как основная составляющая Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории. На основе ИКС созданы учебники для общеобразовательной школы, вошедшие в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных организациях с 2015-2016 учебного года. В...

Проверка знаний и умений учащихся по курсу «обществознание»

  • 176
  • 0
Л. А. Родионова

Проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения. Она может проводиться на всех этапах урока. Главная цель – выяснить уровень усвоения знаний, умений учащихся, т. е. уровень их учебных достижений, предусмотренный стандартом и программой.

Особенности курса обществознания, его насыщенность теоретическим материалом предполагают проверку знаний по блокам, позволяющим сформировать целостную систему ведущих понятий, теоретических положений, идей, обобщить и систематизировать знания. Наиболее полно она осуществляется после изучения какой-либо темы, раздела курса, а также в процессе итоговой аттестации.

Известны основные функции проверки знаний и умений учащихся — контрольно-оценочная и обучающая. В дидактике считается, что главная функция — контрольно-диагностическая. Ее виды: текущий, периодический и тематический, итоговый контроль. Текущий контроль предполагает систематическую проверку усвоения знаний...

Формирование личностной компетенции «осознанный выбор» на уроках истории

  • 147
  • 0
Н. Ю. Шатилова, г. Новоалтайск

В наш век динамичных изменений главным становится формирование умения учиться самостоятельно, следуя принципу: «Научить нельзя – научиться можно!». Знания сами по себе бесполезны, если не формируют личностные качества ребенка, не обогащают его душу и не влияют на поступки. Личность выпускника школы, проявляется не столько в достижении конкретных предметных результатов, а прежде всего в выборе и предпочтении поступка, друга, спутника жизни, профессии, ценности, цели, в ее самостоятельности и ответственности при принятии жизненно важных решений. Умение делать выбор – это очень сложное качество личности, поскольку категорически требует владения другим важным качеством – решимостью (волей, отсутствием боязни) осуществить выбранное.

Термин «осознанный выбор» дается в работах М.М. Поташника – это разрешение неопределенности в деятельности человека в условиях множественности альтернатив. Выбираемое решение всегда...

Формирование познавательного интереса к истории в процессе личностно-ориентированного обучения

  • 128
  • 0
М. Ю. Гапешина

Вопросы активизации познавательной деятельности школьников относятся к одному из наиболее актуальных направлений исследований в отечественной педагогике. Это обусловлено комплексом новых задач и проблем, возникших в процессе модернизации отечественного образования: повышение его доступности, качества и эффективности, значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Концепция модернизации российского образования также предусматривает усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся. Одной из таких дисциплин, очевидно, является история, позволяющая школьнику успешно пройти процесс социализации и составить программу будущего поведения. В примерной программе среднего (полного) общего образования по истории говорится, что «историческое образование играет важную роль в формировании у школьников умения формулировать свои...

Некоторые аспекты социализации школьников в процессе игровой деятельности

  • 125
  • 0
И.Н. Чуйкова, г. Барнаул

Проблемы социализации школьников любого возраста начинаются с осознания себя самого. Концепция «Я»: самооценка и влияющие на нее факторы: объективные и надуманные, которые могут спровоцировать проблемы в общении и становлении личности ребенка. Особый интерес в рассмотрении вопроса о социализации школьников представляет старший подростковый возраст. Подростковый возраст, обычно, является переходным и переломным в жизни любого человека. В этом возрасте максимальной концентрации достигают психологические, физиологические ситуации в жизни ребенка. Основная особенность старших подростков заключается в том, что уже являясь внешне вполне сформированным взрослым человеком, старшеклассник, по сути, остается еще ребенком. Многие его действия и поступки продиктованы эмоциональным, а не рациональным подходом к решению задач. И отсюда же сохраняется большая потребность в ласке, заботе, любви к играм и забавам. Возможно, эта потребность...

На портале «Российская электронная школа» опубликовано порядка 6000 интерактивных материалов

  • 102
  • 0
Ссылка на источник: Федеральный портал «Российское образование»

В настоящее время на портале «Российская электронная школа» (РЭШ) опубликовано 5999 интерактивных видеоуроков по 31 учебному предмету. Об этом на заседании постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства союзного государства сообщила и.о. директора Федерального института цифровой трансформации в сфере образования Людмила Бокова. «На портале уже опубликовано 5999 интерактивных уроков по 31 учебному предмету для обучающихся 1-11-х классов. Каждый интерактивный урок содержит видеоматериалы, анимационные ролики или интерактивные элементы, раскрывающие тему в аудиовизуальной форме, наглядной и доступной для восприятия, позволяет закрепить изученные материалы на практике...

Профсоюз «Учитель» призвал отменить ОГЭ и ЕГЭ и дать школам право сокращать программу

  • 111
  • 0
Источник: https://gazeta-pedagogov.ru/

Это необходимо для приведения системы образования в работоспособное состояние, заявили в профсоюзе. Предложения были направлены в Минпросвещения.

Профсоюз «Учитель» призвал министерство помочь школам, справиться с тяжелой ситуацией, возникшей из-за пандемии коронавируса. Об этом сообщает официальный сайт организации.

«Второй месяц учителя и родители живут в ситуации крайнего напряжения, а Министерство просвещения РФ и региональные министерства делают вид, что ничего не происходит и обучение во время эпидемии — это то же самое, что обычное обучение», — говорится в сообщении профсоюза.

По мнению членов организации, российское образование не готово для перехода на дистанционное обучение детей в массовом порядке из-за отсутствия технических средств, дефицита методик преподавания и кадров в образовании.

Обучение в 2020/2021 учебном году в условиях эпидемии не позволит большинству школьников...

Зарождение и развитие понятия «патриотизм» в зарубежной школе

  • 106
  • 0
П. Е. Мананникова, г. Барнаул

История патриотизма своими корнями уходит в глубокую древность. К вопросам патриотического воспитания обращались как восточные, так и западные цивилизации. Однако, содержание самого понятия «патриотическое воспитание» каждый народ или нация трактовали по-своему. Так, в разные времена под патриотизмом понималось служение народу и своему государству (присяга херсонесцев в начале 3 ст. до н.э.), как чувство преданности определённой державе и её институтам он существовал в Древней Греции (гражданский патриотизм и панэллинистский патриотизм), Риме и Средневековье. Ещё в педагогических системах Древней Греции сформировались идеи воспитания гражданинапатриота своего государства. В Афинах центральной фигурой воспитания или идеалом был гармонично развитый в физическом и умственном плане человек, восприимчивый к прекрасному. Для того чтобы достичь первой цели быть прекрасными душой, афинские юноши с детства познавали великие...

Преподавание в форме метапредметов

  • 263
  • 0
Маркарьян В. Г.
учитель истории и обществознания

Новое содержание образования – ход на обнаружение базисных принципов, которые позволяют формировать мышление у школьников, прежде всего теоретическое мышление.

Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Они, с одной стороны, обязательно построены в соответствии со схемой предметно-дисциплинарной организации, т.е. они сами сконструированы как учебные предметы, с другой стороны, они выступают в рефлексивной функции по отношению к другим предметным действительностям. Осуществив работу на разном предметном материале, ученик делает предметом своего осознанного отношения сам способ своей работы на разном предметном материале. Он начинает рефлектировать собственный процесс работы: что именно он...

Мы участник конкурса "Лучший блогер 2021"

Верх